БЕССИЛИЕ

как экзистенциальная позиция и как модус понимания

Ф. Ницше

ВОЛЯ К ВЛАСТИ

Ницше. Воля к власти как познание

«... И сфинкс также имеет глаза - а следовательно, существует и много "истин"; а следовательно, истины совсем не существует»

«Весь познавательный аппарат есть абстрагирующий и упрощающий аппарат — направленный не на познавание, но на овладевание вещами: "цель" и "средство" так же далеки от истинной сущности, как и "понятия". При помощи " "цели" и "средства" овладевают процессом (измышляют процесс, доступный пониманию), а при помощи "понятий" — "вещами", которые образуют процесс»

«Истина есть тот род заблуждения, без которого некоторый определенный род живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни является последним основанием»

«Познание работает как орудие власти. Поэтому совершенно ясно, что оно растет соответственно росту власти»

«"Истинно" со стороны чувства — то, что сильнее всего возбуждает чувство — "я"; со стороны мышления — то, что сообщает мышлению наибольшее чувство силы; со стороны осязания, зрения, слуха — то, чему оказывается наибольшее противодействие. Следовательно, высшие степени деятельности вызывают по отношению к их объекту веру в его "истинность", т. е. действительность. Чувство силы, борьбы, противодействия убеждает в том, что существует нечто, чему здесь противодействуется. 534. Критерий истины лежит в повышении чувства могущества».

«Увеличение "притворства" по мере того, как мы поднимаемся по иерархической лестнице существ. <...> Высшие люди, как Цезарь, Наполеон (слова Стендаля о нём); также и высшие расы: итальянцы, греки (Одиссей); многогранная хитрость составляет существо возвышения человека. <...> Оптика всех органических функций, всех сильнейших жизненных инстинктов; ищущая заблуждения сила во всякой жизни; заблуждение как предпосылка даже мышлению. Прежде "мысли" должен был уже быть "вымысел"; приспособление материала с целью получения тождественных случаев, видимости равенства первоначальнее, чем познание равного. "Волю к истине" нужно в силу этого исследовать психологически: она не есть моральная сила, но форма воли к власти»

А. Макаревич

Не стоит прогибаться под изменчивый мир
Пусть лучше он прогнется под нас
Однажды он прогнется под нас.

Ницше. Воля к власти как познание

Интерпретация

«Воля к власти интерпретирует (при образовании органа речь идёт об интерпретации): она устанавливает границы, определяет степени, различия во власти. Простые различия во власти не могли бы ещё ощущаться как таковые — тут должно быть ещё нечто, желающее расти, которое интерпретирует всякое другое нечто, также желающее расти, в отношении его ценности. В этом — одинаково. В действительности интерпретация сама есть лишь средство достигнуть господства над чем-нибудь»

Сартр. Бытие и ничто

«К тому же присваивать, как мы указали в преамбуле к четвертой части, — значит знать. Поэтому научное исследование является не чем иным, как усилием и стремлением к присвоению. Открытая истина, как и произведение искусства, есть мое знание; оно является ноэмой мысли, которая раскрывается, только когда я формирую мысль, и которая поэтому появляется определенным способом, и я поддерживаю ее существование. Именно мной раскрывается лицо мира, я его открываю. В этом смысле я творец и владелец <...> в познании сознание привлекает к себе свой объект и впитывает его в себя; познание — это усвоение. Труды по эпистемологии во Франции кишат пищевыми метафорами (усвоение, выделение, ассимиляция). Таким образом, здесь есть движение растворения, которое идет от объекта к познающему субъекту. Познаваемое преобразуется в меня, становится моей мыслью»

А. Блок. Художник

В жаркое лето и в зиму метельную,
В дни ваших свадеб, торжеств, похорон,
Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную
Легкий, доселе не слышанный звон.
Вот он - возник. И с холодным вниманием
Жду, чтоб понять, закрепить и убить.
И перед зорким моим ожиданием
Тянет он еле приметную нить.
С моря ли вихрь? Или сирины райские
В листьях поют? Или время стоит?
Или осыпали яблони майские Снежный свой цвет? Или ангел летит?
Длятся часы, мировое несущие. Ширятся звуки, движенье и свет. Прошлое страстно глядится в грядущее.
Нет настоящего. Жалкого - нет. И, наконец, у предела зачатия Новой души, неизведанных сил,-Душу сражает, как громом, проклятие:
Творческий разум осилил - убил.
И замыкаю я в клетку холодную Легкую, добрую птицу свободную,
Птицу, хотевшую смерть унести, Птицу, летевшую душу спасти. Вот моя клетка - стальная, тяжелая
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне.
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду - и скучаю опять

Понимание. Этимология слова

Русский:
понять - от «поять» - поиметь

Английский:
(to understand) to seize, to grasp - схватить

Немецкий:
(verstehen) auffasssen (fassen), begreifen (greifen) - хватать

Французский:
comprendre (prendre - держать)

Испанский
Alcansar -хватать, догонять, comprender

Турецкий
(anlamak) kavramak - схватить

Г. Гегель. Феноменология духа.

Точно так же господин соотносится с вещью через посредство раба ; раб как самосознание вообще соотносится с вещью также негативно и снимает ее; но в то же время она для него самостоятельна, и поэтому своим негативным отношением он не может расправиться с ней вплоть до уничтожения, другими словами, он только обрабатывает ее . Напротив того, для господина непосредственное отношение становится благодаря этому опосредствованию чистой негацией вещи или потреблением ; то, что не удавалось вожделению, ему удается — расправиться с ней и найти свое удовлетворение в потреблении. Вожделению это не удавалось из-за самостоятельности вещи, но господин, который поставил между вещью и собой раба, встречается благодаря этому только с несамостоятельностью вещи и потребляет ее полностью; сторону же самостоятельности [вещи] он предоставляет рабу, который ее обрабатывает.


Учения о познании с «подкреплением»

Стимул - реакция - подкрепление

Проблема внутреннего подкрепления в мышлении

Платон. Лахет

Г. Гутнер: превращение инструмента в предмет - отказ рассматривать идею как инструмент, превращение идеи в предмет рассмотрения

Аристотель. Метафизика. Кн.1. Гл.2.

И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя. ... Таким образом, все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной.


М. Хайдеггер. О сущности истины (эссе)

Сущность истины есть свобода.

Свобода есть ... высвобождающее допущение бытия сущего.

Господство тайны тайн...


Философское мышление - Учение о мышлении без «подкрепления»

Внутреннее подкрепление

Аутисты: Г. Перельман, Лорд Кавендиш. Саванты.

Мышление вообще без явного подкрепления.

Витгенштейн, Аристотель

Л. Витгенштейн. Философские исследования

Если я думаю только для себя, не желая написать книгу, я прыгаю вокруг темы; это единственный способ мышления, свойственный мне. Выстраивать мысли в упорядоченную последовательность для меня мука. Должен ли я пытаться? Я прилагаю немыслимые усилия, располагая мысли, которые могут не иметь никакого значения. Даже если мы не мыслим по кругу, порой мы идем напрямик через чащу вопросов на открытую местность, порой движемся неторной, извилистой тропой, которая никуда не выводит


Л. Витгенштейн. Культура и ценность

Поток, текущий мирно и ясно в Евангелиях, внезапно вспенивается в Посланиях Павла. Так мне во всяком случае кажется. Быть может, моя собственная нечистота замутняет поток; ибо разве не способна эта нечистота замутнить то, что было прозрачным? Для меня все так, будто я вижу человеческую страсть, наподобие гордыни или гнева, которая не уживается со смирением Евангелий. Как если бы человек говорит о себе, причем предается этому с религиозным пылом, который чужд Евангелиям. Хочу спросить — и да не расценят это как богохульство: что бы сказал Павлу Христос?

Справедливым ответом будет: а тебе какое дело? Лучше обрати свой взгляд на собственную жизнь. Ныне она не позволяет тебе найти истину.

В Евангелиях, как мне кажется, все менее претенциозно, все смиреннее и проще. Там вы находите лачуги, а Павел — церковь. Там все люди равны, и сам Господь человечен; у Павла же есть что-то наподобие иерархии, почестей и должностей. Так подсказывает мне мое восприятие.

Будем людьми.

Ж.-Л. Марион. Насыщенный феномен

По большей части мы хотим обладать идеей вещи вовсе не для того, чтобы эту вещь видеть, а лишь для того, чтобы удобнее было ею манипулировать. Мы пользуемся идеей как инструментом.

Феномены:

Насыщенный феномен преобладает над категориями и принципами рассудка, и потому по количеству его невозможно интендировать, по качеству его невозможно выдержать, по отношению он абсолютен, а по модальности на него невозможно смотреть.

Ж.-Л. Марион, Ж. Деррида. О даре

Gegebenheit - данность

Деррида:

если дар имеет место, то через эту невозможность он должен быть опытом этой невозможности и должен являть себя как невозможный. Событие, именуемое даром, полностью чужеродно теоретической идентификации, феноменологической идентификации. ... Дар абсолютно чужд горизонту экономики, онтологии, знания, констатирующих утверждений и теоретических определений и суждений. Но это вовсе не означает, что я отказываюсь рассматривать дар—то, что называют даром, —в экономическом контексте и даже в христианском дискурсе. Как мне представляется, этот вопрос о даре вынуждает нас вернуться, хотя и в несколько ином ключе, к тому, например, знаменитому различению, которое делал Кант между знанием и мышлением. Я утверждаю, я настаиваю, что дар как таковой не может быть познан; как только вы познаете его, вы его разрушаете.

Суфизм. Джалаладдин Руми (1207-1273)

Прекрати болтовню! Как жаль, что ты не знаком с внутренней тишиной! Пошлифуй сердце день или два, сделай это зеркало книгой размышления

Разве пишут по тому месту, которое уже было исписано, или сажают росток туда, где растет другой? Нет, ищут чистый лист бумаги и сеют зерно, где не было посеяно. Брат, будь голой землей, будь чистым листом бумаги, которой не коснулись письмена, чтобы тебя могло облагородить перо откровения и дабы Благодатный мог посеять в тебе зерно


Бессилие

***

Поскольку в этом файле есть картинки, но ничего не понятно, читать литературные версии в статьях:
Первая
Вторая

***

Барыш Манчо (1943 -1999). Вспомни



Hatırlasana Hani bana söz vermiştin Ну вспомни же, ведь ты мне обещала
O akşam ayrılırken Döneceğim demiştin

В тот вечер разлуки, ты сказала, что вернешься

Yıllar geçti Bekledim boş ümitlerle

Годы прошли, я ждал с бессмысленной надеждой

Hatırlasana Hani bana söz vermiştin

Ну вспомни же, ведь ты мне обещала

O akşam ayrılırken Seviyorum demiştin

В тот вечер разлуки, ты сказала, что любишь

Yıllar geçti Bekledim boş ümitlerle

Годы прошли, я ждал с бессмысленной надеждой

Duydum ki bugün evleniyormuşsun

Я узнал, что сегодня ты выходишь замуж

Artik başkasının oluyormuşsun

Теперь ты будешь с кем-то другим

Gücüm kalmadı dayanmaya

У меня больше нет сил сдерживаться

Ağlamak istiyorum

Я хочу плакать

Doya doya Hıçkıra hıçkıra

Вдоволь, навзрыд

Hatırlasana Böyle mi söz vermiştin

Ну вспомни же. Разве ты это обещала?

O akşam ayrılırken Seviyorum demiştin

В тот вечер разлуки, ты сказала, что любишь

Yıllar geçti Bekledim yaşlı gözlerle

Годы прошли, я ждал со слезами

Duydum ki bugün evleniyormuşsun

Я узнал, что сегодня ты выходишь замуж

Artik başkasının oluyormuşsun

Теперь ты будешь с кем-то другим

Gücüm kalmadı dayanmaya

У меня больше нет сил сдерживаться

Ağlamak istiyorum

Я хочу плакать

Doya doya Hıçkıra hıçkıra

Вдоволь, навзрыд

Doya doya Hıçkıra hıçkıra

Вдоволь, навзрыд