Конспективно о мысленном эксперименте «Какова музыка в раю?». Я об этом давно думаю, и до чего на сегодняшний день дошла.
Условия задачи:
- В раю нет биологических тел. Биологические тела остаются на земле, в рай попадают души. Эти души, вероятно, имеют что-то типа других тел, например, электромагнитных и т.п. Может быть неизвестных современной науке, например, 8 типов полей, из которых 5, например, составляют полевое тело, а еще 3, например, служат для тел ангелов и их обменов информацией с архангелами. Это все равно.
- Следствие: нет дыхания, сердцебиения, пищеварения и всего остального. Размножения тоже нет. Скорее всего, нет и воздуха, и вообще все происходит в неопределенном пространстве. Также следствие: нет органов чувств, то есть в нашем случае ушей. Глаз тоже нет, это вообще проблема...
- Есть мышление, все функции разумной души. Память там, проектирование. Реализуются каким-нибудь волновым органом, играющим роль мозга.
- В раю есть время в каком-то виде, даже если это вечность. Если времени нет, то никакой мысленный эксперимент, по-моему, невозможен. Однако, скорее всего, это именно что вечность либо очень долгое время. При этом есть некое движение, ну там новые души прибывают, души общаются, музыку вот слушают. А может, гуляют в райских садах и видят райских птиц. Но вряд ли эти движения быстрые. Куда там торопиться?
- Есть общение душ между собой и с ангелами. Оно происходит посредством передачи информации черт знает через какие каналы. Ну, очевидно, волнами в этих 5 полях. В общем, говоря нашим языком, это телепатия.
- Очень неочевидны дальнейшие следствия. Есть ли эмоции, есть ли чувства, как вообще себя человек чувствует в таком непривычном виде? И. Забежинский недавно сокрушался, что у душ нет лиц. Говорил, что лицо – это очень важно, мы думаем о человеке и вспоминаем его лицо, мы фотографируем лица, по лицу читаем эмоции и т.п. Левинас тоже любил эту тему: Лицо, Лик... Ну, не знаю. У меня много френдов в фб, чьих лиц я не знаю, но я этих людей очень хорошо различаю между собой. А в телеге аватарок вообще почти ни у кого нет, только ники. Откуда в целом следует, что Имя важнее Лика.
Ну вот примерно такие условия задачи
Теперь, музыка. Под музыкой понимается звучание, имеющее звуковысотные характеристики. Я понимаю, что в 20-21 веках музыкой можно назвать слив унитаза, скрежет машин и полное молчание, и даже, может быть, все эти авторы попали в рай, но я сильно сомневаюсь, что они там играют с ангелами. Скажем так, я не беру их в мысленный эксперимент. В моем мысленном эксперименте музыку играют в основном именно ангелы (ну, есть у этого некие богословские предпосылки), но в общем коллективе исполнителей могут быть и души. Наверняка Моцарт, Бах, Шопен... Насчет Бетховена сильно сомневаюсь, но это мои проблемы. Аллах милостив.
Итак, какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?
- Ну, во-первых, ничто вроде не мешает вообразить, что музыка в раю есть.
Уже давно поняла:
- У нее нет ритма. Ритмы музыки в основном завязаны на человеческую телесность. Сердцебиение-дыхание-ходьба-секс. Зачем райской музыке ритм? Она может быть просто скольжением по нотам, например. (Впрочем, ритмическая не исключается, ничто ей не мешает, просто она как бы не нужна).
- У нее нет начала и конца. Она звучит вечно, хотя вполне может и замолкать на какое-то время. Потом опять звучать. Ее можно слушать с любого места, так сказать. Почему? Ну начало и конец это же как бы аналог рождения и смерти, а тут вечное бытие... И потом, как писал Б. Уорф, западному сознанию свойственно делить время на штуки. Два дня, три часа. Три часа еще произвольное деление, а уж день и год – это природная данность, так что зря Уорф считал, что его любимые хопи совсем не меряют время штуками. Но можно, именно можно, его мыслить как континуальность. Бергсон тоже много писал... И вот, спрашивается, зачем в раю дискретное время, часы там или дни? Наверняка дней и лет там тоже нет, ну кому они нужны, когда вечность
- Следовательно, нет тоники. Лад-то, может, и есть. Вряд ли ангелам сильно нравятся диссонансы (хотя, ангелы могут быть всякие). Но без тоники это как бы уже не тот лад, что у нас. Лад без устойчивых ступеней, что-то такого типа. Во всяком случае, нам это непривычно. Пыталась я это вообразить, но это был довольно дискомфортный ментальный опыт.
- Нет и инструментов. Воздуха-то нет, ушей тоже. Следовательно, она передается не посредством колебаний воздуха, а, так сказать, из души в душу. От ангела к другому ангелу или человеку. Нет ни скрипок, ни сазов, ни ударников тем более (они без ритма и вовсе не нужны). Трудно тут сказать, что за тембр будет у такой музыки. Тоже дискомфортный опыт
- Будет ли там нота ля, вообще вопрос. Можно устроить такое звучание с миллионом обертонов и гармоник, что основной тон и вовсе не расслышишь. Ну, это, возможно, что-то типа наших синтезаторов
- Скольжение по различным частотам... Признак скрипки, не фортепиано. Будет ли оно там? Я вот чувствую раздражение, когда в песне вокалист не поет дискретно ноту за нотой, а скользит. У этого даже есть какое-то название. А, глиссандо. Это как-то перечеркивает присущий музыке логический и математический характер
- Ну вот, это что я думаю на сегодняшний момент. Я об этом буду думать наверняка столько, сколько живу, это для меня нормальная тема с самой молодости. Например, вот Барыш Манчо умер, Джем Караджа умер, это турецкий рок. Эрик Вулфсон умер, Алан Парсонс скоро. Это английский рок. Люди были хорошие, все в раю. Встречают их ангелы, встречают их души Баха и Моцарта. Как они там все вместе будут играть? Дико интересно же
Бах
Моцарт
|
Барыш Манчо
Джем Караджа
|
Алан Парсонс
Эрик Вульфсон
|