Субъект и его мир, мир и его субъект
Много думаю о мире и субъекте – субъект в мире, мир в субъекте, это как-то кажется противоположностью, а подумаешь – это же одно и то же. То есть вот я, вот мой мир, я в своем мире, но и мой мир во мне, он составляет собственно мое содержание. Есть выражение «внутренний мир», в философии оно нынче под вопросом, но что-то сказать надо, ну пусть заменить это выражение чем-то другим, но есть же мир. Вот мой мир. Я уже писала. Это Москва, район Солнцево, или это моя квартира, или может быть философский факультет? Да ничего подобного. Мой мир – это турецкий рок, к примеру. Или еще бывает какая-то философская система, «бессилия» отдельно коснусь. Это мир внутренний, но в то же время я в нем
Внутренний мир как-то без четких границ переходит во внешний. Вот я люблю такую-то музыку, эта любовь у меня внутри? Или где? А вот я слушаю эту музыку, эта музыка уже у меня вовне? Или в голове, она ведь в голове звучит, я в основном в наушниках слушаю
Однако извне же
Но я ее слушаю и совершаю акты этого слушания – я слышу, вот начало, вот конец, вот доминанта, вот тоника. Это же мысли, они внутри, образ музыки внутри
Как бы и так и так
А вот я о ней думаю. Эта мысль у меня внутри? Но она непосредственно связана с самой музыкой, мои читатели знают, я люблю анализировать всякие мелкие мотивчики и из каких они интервалов
Иногда сама додумываю к этой мелодии что-нибудь вдобавок
***
Понятно, что тот мир, который МФЦ, МВД, МГУ, всякое такое – это внешний мир. Из «своего» мира я всякие мысли о нем выталкиваю. А так-то я вовне себя создала почти что продолжение того, что внутри. Вот мой комп, стоит на столе, десктоп с большим хорошим экраном. Ну экран явно вовне меня. Но на экране страница ворда, я в ней пишу размышление, это слова, в них выражены мысли, мысли внутри, это точно, я их даже чувствую, я их как-то переживаю
То есть мой экран и мой комп – продолжение моего мозга, так можно сказать. Внешняя память, вспомогательное средство визуализации. Фиксация того, что произошло у меня внутри, в файле на жестком диске. Не я первая так сказала, сейчас часто говорят, что девайсы и гаджеты – это именно расширения нашей субъектности, типа рук, глаз, голоса. Я могла бы сказать все это, но в данном случае – печатаю. Мой голос мое устройство вывода, мой комп мое устройство вывода, моя внешняя сфера субъектности
(Кстати, тело. Тоже вопрос, к внешнему или внутреннему оно относится. Сейчас очень модно относить к внутреннему, энактивизм, embodied cognition... Ну не знаю
Эмоции и чувства телесны во многом. Но в то же время, когда я думаю о своем мире, я в нем своего тела не чувствую)
***
Вообще идею жизненного мира ввел в феноменологию сам Гуссерль в своем последнем большом тексте «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Но там он почти все время говорит о науке, причем о естественных науках, физика, математика. И жизненный мир у него соответствующий этим наукам, то есть физический жизненный мир. И еще в нем люди, но тут прежде всего имеются в виду коллеги, то есть что физик не один изучает элементарные частицы в коллайдере, а их там коллег несколько тысяч
Ну, все правильно в смысле науки, но дело же не только в ней
Хайдеггер вообще странно написал о мире, у него целый раздел в Бытии и времени, у него там «мирность мира» и тому подобные изыски, но мир вообще какой-то странный. «Сущее внутри мира это вещи, природные вещи и “ценностно нагруженные” вещи.». И дальше все только про «подручное», про вещи, мельком упоминается математика, но обсуждать ее Хайдеггер точно не склонен
Ну и Шюц, на него вся надежда, но у него все про социальные науки, про социум вообще, про Другого и т.п. Он вроде про мир вообще должен писать, но нет, у него мир только социальный. У него даже про музыку есть, но в основном что такое социальное исполнение музыки в группе музыкантов. Ни у кого я не нашла понятия музыкального мира вообще
Ну я теперь о нем собственные статьи пишу. Что такое музыкальный мир, я, как мне кажется, очень хорошо могу понять и даже объяснить. А вот ответить на вопрос, что такое мир вообще, как я спросила в начале, вовне или внутри меня он, вот это я не могу.
То есть я прихожу к выводу, что примерно я и есть мой мир, плюс еще некое существо, типа гомункулюса, который «живет» внутри этого мира, но это не я, это какая-то маленькая центральная часть меня
Искра, так сказать, Божья
***
А.Ф., крутой феноменолог, почитав мои тексты про музыку, заметил, что у меня слишком имманентистское рассмотрение. Ну чо за тоника, доминанта. Как можно «музыкальную идею» сводить к тому, вверх или вниз идет мелодия. Музыка нас выводит к космическим энергиям, в музыке звучит вселенная, музыка «снисходит с небес». Ещё бы! Вот как на меня снизошла с небес песня Барыша Манчо Halhal, так я до сих пор, считай, на небесах
Дело было 7 апреля 2022 года, я прямо этот момент помню досконально
Изменился мой мир, изменилась я, хотя внешне все вроде то же. Но дело в том, что музыкальный мир – не внешний субъекту! Вот в чем дело. Он внутри него
Отсюда и имманентистское рассмотрение. Хотя А.Ф. прав. Я потом напишу, что такое музыка мировых сфер. Я, конечно, этого не знаю, но мне нравится думать о таких вещах. Какова, например, ангельская музыка. Я тут недавно писала о музыке конфликта и противоположной ей музыке медитации. Есть ли в ангельской музыке конфликт? Наверняка нет
Впрочем, что мы можем знать о жизни ангелов
(вот эта запись)