Парадокс отрицательных эмоций: грустная музыка
Есть хорошо известный парадокс отрицательных эмоций в искусстве. Суть его в том, что зачем читать Анну Каренину? Ведь это же отрицательная эмоция, мы же вроде так устроены, что отрицательных эмоций в жизни избегаем? Ан нет, читают люди
Другие люди в это время хорроры смотрят
Ну а третьи, как я например, слушают грустную музыку
Итак, я почувствовала необходимость решить этот парадокс
Не одна я это чувствовала, я за три последние дня скачала на эту тему штук 20 книг и статей
Но начну, как я это называю, с минутки эгоцентризма
***
Первое, о чем тут надо сказать, это почему минор вообще грустный. Музыканты сейчас скажут, что эта вещь культурная и всех нас так научили. Тем более что он и не грустный. Есть множество задорных и развеселых произведений в минорной тональности
С аргументом от культуры я не соглашусь, и не пытайтесь меня убедить. Он абсолютно противоречит моему личному опыту. В детстве у меня обучение музыке было, но серьезным его не назовешь. В музыкальную школу я не ходила, так у моей матушки сложились дела. Но ее знакомая, студентка Гнесинского училища, учила меня играть на фортепиано всякие «Жили у бабуси два веселых гуся», ну и этюды, гаммы, все такое. Потом с очередным семейным кризисом и это кончилось, и дальше я подбирала все интересовавшие меня вещи исключительно сама, как одним пальцем, так со временем и всеми десятью
От музыки я фанатела всегда, это могла быть Пиковая дама Чайковского, могли быть Битлз
Так вот, я органически, физиологически не выносила мажор. Я рыдала и топала ногами, так что одной из первых тем музыкальной теории для меня было что такое параллельные тональности и как «Жили у бабуси» транспонировать в минор. Вот тогда очень приятная музыка получалась
Какая там культура, чистая физиология
Был ли минор для меня грустным? Я бы не сказала, но мажор – вот он был невыносимо фальшиво веселым и благополучным. Что угодно, только не это. Детские праздники, пионерские линейки. А ну будь всем довольна! Даже бардовская «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – и она уже в миноре! Не может нормальный чувствующий человек слушать мажор, это мое глубочайшее внутреннее убеждение, при том, что я, разумеется, прекрасно понимаю его глупость.
А я была в те годы человеком конфликтным, как снаружи, так еще больше внутри. Мне нужен был резонанс с моими переживаниями. Так что желательно не просто минор, а что-нибудь типа 5 симфонии Бетховена или Ронни Джеймса Дио
Это я на собственном опыте рассказала, что таки музыкальный лад с настроем души очень даже может входить в резонанс
***
Как я уже сказала, пишут про печальную музыку очень много. Кто-то говорит, что это «квазиэмоция», кто-то говорит, что дело в ожиданиях и тому подобное. Чего только не говорят. П. Киви отлично написал, что в музыке мы вообще слушаем не грусть/радость, а прекрасно выраженную грусть/радость и любим не эмоции, а красоту
Тоже верно
Но у меня другое представление о том, что я люблю и чего я хочу от музыки.
Во-первых, я хочу такого мира, в котором мне будет не отвратительно. Понятное, в общем, желание. Надо приучать себя ко всяким мирам, надо стараться понимать по максимуму и расти над собой, все это прекрасно, но ресурсы смертных ограничены. Чего я смогу понять, то постараюсь, а чего не смогу, ну простите
Во-вторых, есть скрытые чувства, которые хотелось выразить, но не хватило энергии, не хватило мужества, не хватило трезвости взгляда без иллюзий, не хватило познания реальности. Многие понимали Анну Каренину, но поняли ее после того, как о ней написал Толстой. Сами не смогли, трудно и больно. И ему было трудно. Проблему женщин/мужчин мы тут рассматривать не будем, и без этого очевидно, что он страдал, когда писал, писал кровью (не всегда, но много). И Достоевский писал кровью, и Есенин иногда, думаю, что даже и Маяковский. Хотя последний автор уводит в сторону от проблемы
Мир требует крови, а у нас ее не хватает, мы слабые и лелеющие иллюзии. А писатель встал и написал (экзистенциально встал, я имею в виду). Он придал герою силу, и эта сила достала до нас. Он страдал за нас. Я б и хотела, да вот сил нет
Мое увлечение Барышем Манчо было недавно, 2 года назад, и я все очень хорошо помню. У него есть пронзительные вещи. Такие вещи автор пишет именно что кровью. А те, кто его слушает, принимают это как дар. Ну типа горящего сердца, это же архетипический образ
Так что проблема грустной музыки для меня решается просто. Я бы ее написала, но не могу, и вот композитор написал ее за меня и подарил ее мне. Это же мои переживания. Я прихожу как бы в свой мир
Вот и некоторые англичане не совсем далеки от этого, тоже пишут о коммуникации через страдание: «Вы чувствуете себя просто одиноким, вы чувствуете себя изолированным, – говорит доктор Кнобе. – А потом возникает опыт, когда вы слушаете музыку или берете в руки книгу, и вам кажется, что вы не так уж одиноки»
Так что заключить тут, я думаю, можно тем, что лучше и счастливее, чем есть, мира не будет, так что грустная музыка будет звучать всегда
***
Ниже напишу общее базовое утверждение, что страдание это ценность. Оно явно делает чувствительным. Быть чувствительным ещё какая ценность. Резонанс с болью мира. Это некий выход к правде, способ сбросить пелену иллюзий. Подлинная экзистенция неразрывно связана со страданием
Вот тут продолжение о страдании