Я и интериоризированные объекты

Я бы с удовольствием поговорила с психологами-психоаналитиками по поводу интересного феномена интериоризации человека, который тебе очень нравится. Ты как бы становишься им, ты смотришь его глазами, ты думаешь, как он бы подумал, ты оцениваешь его ценностями (не всегда) и так далее

Где-то я читала, что это более свойственно женщинам. Если так, не удивлюсь. У женщин, видимо, достаточно подвижная идентичность Я, возможно, во многом связанная с воображением. Вот рассказ Чехова «Душечка», например, я про него уже писала. Там описана патологическая ситуация, но в умеренном варианте в ней много правды. Но я не об этом. Я о более далеко идущем превращении: ты буквально начинаешь чувствовать себя этим человеком. Я уже вообще не я, я на какие-то моменты чувствую: я – он. Я свою жизнь хочу прожить так, как он бы ее прожил

Благодаря этому превращению себя в него ты многое понимаешь в себе и в жизни, чего не понимала раньше. Горизонт опыта расширяется, горизонт толкования обогащается

Контроль логики и здравого смысла не теряется, конечно, да и вообще я бы не назвала это потерей себя

Было бы что терять

Точно воображение, но тут оно работает в довольно странном режиме. Наверняка психоаналитики об этом могут сказать что-нибудь

***

Мой опыт Я

Я хочу немного пояснить свою мысль собственной моей конкретикой, но сначала расскажу одну историю из моей молодости. В комменте я сделаю ссылку на этот рассказ, написанный уже давно, а здесь скажу вкратце. Я вообще далеко не сразу научилась чувствовать себя в полной мере самой собой. В молодости, лет с 17, я стала выдумывать романы, рассказы, повести и так далее. Основной герой там обычно брался из «жизни», но это такое… Это мог быть любимый музыкант – совсем в ранней молодости Пол Маккартни, потом в более серьезном возрасте Эрик Вулфсон из Алан Парсонс Проджект, потом еще был Марк Алмонд, не знаю, знает ли его кто-нибудь. В ранний период он был гениален. Еще моими героями могли быть герои других книг, то есть придумывала фанфики. Ну, нормальное творчество романтичного молодого субъекта, думаю, далеко не одна я такая

И вот я жила как бы в своей жизни, но настоящей моей жизнью был мир моего очередного романа (рассказа). Я была своим героем. Говорила с самой собой, будто это он говорит с другими героями. Оттачивала форму высказывания, затем записывала ее в роман. Потом откуда-то являлись фантазии поворота сюжета, и уже опять я была им, придумывала, как это красиво оформить, что он (я) тут скажет и сделает

Я полагаю, в таком описании особо ничего удивительного ни для кого из читателей нет. Думаю, все или сами так писали, или так и представляли себе работу пишущего

Что было потом – можно прочитать по ссылке на текст в комменте, но кратко говоря – я запретила себе превращаться в своих героев и заставила себя быть самой собой, Еленой Косиловой. И это было адски нелегко. Но на каком-то этапе это видимо было уже необходимо для построения своего реального бытия

***

Теперь о том, что сейчас. Я нынче уже сугубо старуха, но лабильность психики по-прежнему имеет место. Со мной происходит всякий опыт, местами совершенно неожиданный. Аллах явно не дает мне успокоиться

Все постоянные читатели моей страницы уже воют и стонут, когда я начинаю рассказывать, как два года назад влюбилась в турецкого музыканта Барыша Манчо Barış Manço (1943-1999). Ну а что делать, здесь без повторения я не смогу обойтись. Далеко не я одна, кстати, в него влюбилась. В Турции в обществах его памяти много десятков тысяч людей, в том числе масса молодежи. О нем периодически вспоминают не только в Бельгии, где он иногда жил, но даже в Америке, там есть такой жанр «reacts», ну это отдельная тема

Он гений, а не знают у нас о нем просто потому, что ни фига не знают о реальной турецкой культуре

Тут важно сказать, что он не только музыкант. Он неким образом проповедник, философ (не в нашем смысле слова, а в более общем), он достиг удивительной, почти мистической высоты экзистенции, это было и в его музыке, и в словах, и в исполнении, и в его просветительской деятельности в Турции, ну много в чем

Даже в его фотографиях

В некотором смысле такие люди современные святые, пророки

Что удивительного в том, что когда я о нем узнала, я постаралась стать подобной ему? Думать как он думал, видеть как он видел, чувствовать как он чувствовал, иметь ценности какие он имел? Понятно, что я этого всего никак не могу знать, хотя собрала о нем много материала. Но тут опосредующая сила искусства

Об искусстве надо рассуждать отдельно, но оно кристаллизует и оформляет ценности

***

Это я рассказала о предыстории моего видоизменения Я, теперь скажу немного о последствиях

Главное последствие это драматический экзистенциальный прорыв, формирование нового мировоззрения. Я описала его в своей книге «Бессилие». Я давно к нему шла, мелькали мысли, чувства были знакомы, чего-то такое мне нравилось. Но это было на уровне интуиций, а не разработанной теории. Чтобы состоялся инсайт и цельная теория сложилась, нужна была точка кристаллизации, вот Барыш Манчо и сыграл ее роль

У меня и характер стал заметно другой, хотя тоже к этому шло. Но тут пошло существенно быстрее. Мой мир изменился, люди стали другие для меня, я стала другая для них

***

Не могу не упомянуть неожиданный даже для меня феномен: у меня вдруг открылся визуальный канал. Барыш Манчо был не только музыкантом, но и художником, он и по образованию был художник. Это было заметно в его жизни. Ну и я думаю: как он смотрел на мир? И ясно, что он видел его в ярких красках (к слову, национальное изобразительное искусство турков не живопись, гораздо больше графика)

А надобно пояснить, что я вообще не склонна к визуальному восприятию. Зрительно я люблю только картины природы. У меня всегда был очень слабый, очень узкий канал зрительного восприятия. Ну, не натыкаться на углы, такого типа зрение. У меня сильно доминирует все аудиальное, мое главное искусство с детства – музыка

И тут, отождествившись с другим субъектом, по-другому устроенным и с другими склонностями, я вдруг осознала, как классно смотреть на картины, какие красивые бывают изображения, как шикарно наблюдать оттенки цветов, какое искусство Бог вложил в цветы, например. Хочу собрать коллекцию картинок цветов. Альпийские, тропические, турецкие тюльпаны, они разнообразнее голландских, ну и розы тоже, да ёлы-палы, простые полевые колокольчики и гвоздики

Стала думать не только о музыке ангелов в раю (об этом уже много писала), но и о цветах в райских садах, целые поля цветов, все разные, неожиданные, одновременно гармоничные и яркие (нет, некоторые и неяркие, в них более тонкая скрытая красота).

И еще: там, в другом мире, может быть небо из чистых радужных цветов, и можно летать и буквально купаться в зеленом, фиолетовом, голубом, золотом и так далее. Впрочем, любовь к чистым монохромным цветам у меня была и раньше. Но я о ней особо не думала

Рассматриваю посты Михаила Меера в фб и телеге, он часто постит замечательных художников. Думаю, что надо накачать художественных коллекций из интернета. Портреты я пока как-то не смогла оценить, а вот пейзажи, изображения городов, моря

Да, надо поразмыслить о портретах. Национальное изобразительное искусство турков – графика, рисунок, они мастера, например, шаржей и карикатур. Их карикатуры гениальны, в них нет издевки и унижения, они сделаны с теплотой, с живым юмором. Они добрые, как это ни удивительно

Но это на будущее. Пока думаю начать собирать всякие изображения, привлекающие меня цветовой гаммой

[В этом тексте слово «цвет» очень сбивает с толку двумя значениями: «цветы» и «цвета», ну тут прошу прощения, по-русски по-другому не объяснишь]

***

Продолжение – Интериоризация героя и ее последствия

Я часто придумываю героев, в которых как бы сама перевоплощаюсь. Уже рассказывала. Или это может быть человек, который мне очень нравится. Обычно далекий. Или просто герой. Я так раньше романы писала, да и сейчас придумываю истории, только уже не записываю

Один роман я писала около 15 лет. Герой там был этически, эстетически, интеллектуально, духовно и по характеру моим идеалом. Он был маргинал и фрик, абсурдист, немножко с шизофренией, нигде не работал, только играл в театре, имел сугубо нетрадиционную ориентацию, проповедовал неубийство животных, учился на математическом факультете, потом стал философом. Потом там все умерли

Роман давно дописан, но в сеть я его не выкладывала. Обычно я мало чего боюсь, хотя за такое в наше время может нехило прилететь. Но здесь даже я стесняюсь. Писала для себя, прочитали только двое близких, ВД и З.А. Оба чесали в затылке

Это началось примерно 20 лет назад и продолжалось, как я уже сказала, 15 лет, так что закончилось относительно недавно. Романчик не длинный, просто я писала в месяц по одной сцене

Я этого героя не совсем придумала, были двое отдаленных прототипов. Оба известные люди искусства, которых я в жизни не знала. Но с них я списала только внешность и некоторые особенности игры в театре. Ну и ориентацию, да. Все остальное было уже мое

И понятно, я тоже уже говорила, что такая манера перевоплощения свойственна более женской субъектности (но наверняка возможна и у некоторых мужчин, например, писателей). Я не просто представляла себя им в его ситуации, я и когда жила своей жизнью, я смотрела его глазами, как бы он это жил. Женская идентичность подвижнее, видимо, менее железная, чем мужская

Но я хочу не об этом

Герой этот философствовал о Гегеле, Сартре, Фоме Аквинском, буддизме махаяны, даже не помню, о чем еще. Там были еще два героя, один очень приличный, списан со знакомого биолога, он воплощал сугубо критическую точку зрения на все. Второй популярный бард, он особо ничего не говорил, писал стихи, играл на гитаре, он был нужен как костяк сюжета, а то эти двое только говорили бы

И вот дело в том, что этот герой мог сказать массу умных вещей, которых я сама сказать не могла! Он рассуждал всегда критично и эрудированно, он развивал мысли, он объяснял друзьям темы метафизики. И я буквально со стороны его слушала и училась. Он и мне все это объяснил! Я у него научилась логике, ясным словам, тому, как связана внутри себя вся философия. Он был просто великолепен

Спрашивается, если я сама его придумала и придумала все, что он говорил, то как я могла заранее не знать, что он скажет? А вот не знала, мне было интересно каждый раз, что он скажет о том-то и том-то

То есть что-то подумать кое-что философское, мне надо было вообразить себя другим человеком, очень непохожим на меня. Только тогда открывались горизонты мысли, которые были у него, но у меня тогда их не было

Сейчас я уже могу обходиться без него, научилась, так что пусть он умер и покоится с миром

***

Я и сейчас придумываю истории с героями, только не пишу, так, кратко в дневнике записываю, что у них там сейчас происходит. Мне очень интересно, я понятия не имею, что произойдет. Сейчас вечер, скоро лягу, потушу свет и окажусь в другом мире