Философия музыки
Спецкурс

Записи встреч, музыка

27 февраля

Запись почти без видео, аппаратуры пока нет.

6 марта

Запись только аудио, аппаратуры пока нет.

Музыка, которую играли, совсем не записалась, и эти отрывки вставлены отдельно, иногда не совсем точно.

Разные Моцарты. Фортепиано, быстрая запись, гитара, оркестр:

А это посмеяться:

13 марта. Музыкальная идея, музема

20 марта. Музыкальный субъект, музыкальный мир

Из примеров: Барыш Манчо, Hatırlasana со словами и отметкой ключевого места

Ссылка на зум в телеграм канале

Предполагаемый план

Философия музыки

Изучение музыки – область междисциплинарная. Философия, как обычно, задает общие вопросы, из которых потом можно найти проблемы для изучения в конкретных науках.

  1. Введение: природа музыки

- Что такое музыка? Различные определения, определение Каниа. Является ли музыка исключительно человеческим феноменом или имеет универсальную природу? Связь с математикой, «музыка сфер».

- Является ли музыка языком, и если да, то что она говорит? Нет, языком не является, определение языка и семантики. Но при этом музыка может являться сообщением. Сообщает она только саму себя. А бывает, музыка не является и сообщением. Тогда она, к примеру, может вводить в какое-то психологическое состояние: медитативная музыка. Музыка может быть служебной, как танцевальная или марши. В конце концов, музыкальная идея может быть вообще ни с чем не связана, она просто приходит в голову композитору.

  1. История философии музыки и немного самой музыки

- Архит, Платон и Аристотель, Аристоксен, две линии в понимании музыки: интеллектуальная и эмоциональная. 7 свободных искусств, музыка там же, где математика. Новое время: Лейбниц и Рамо, Руссо. Немного Канта об искусстве, Шопенгауэр о воле, Ницше о дионисийской музыке (но бывает и аполлоническая). Ганслик. 20 век: феноменология, Гуссерль, Шюц, Эггебрехт, Ингарден, Скрутон. 21 век: аналитическая философия, Киви, Дэвис, Кэплан и Матесон, Левинсон, Дэвис, Додд...

- История музыкальных ладов, особо история фригийского лада. Сложная и простая музыка. Барокко, классика, Новая Венская школа, джаз, рок, поп, рэп и на что хватит времени

  1. Онтология музыки

   - Что такое музыкальное произведение? Является ли оно объектом, идеей, процессом или чем-то иным? Теория типов и токенов (идея и воплощение). Может ли быть идея, которая разворачивается в процессе? Как музыка существует во времени?

- Идентичность музыкального произведения.

- Музыка и эмоции, информация, квалиа

- Музыкальная идея. Музема. Разные масштабы музыкальных идей: Левинсон

  1. Феноменология: Музыка и смысл

- Есть ли у музыки собственный смысл (содержание), или она зависит от интерпретации слушателя? Может ли слушатель понять, что имел в виду композитор? Ключевые места музыкального произведения.

- Музыкальный мир и музыкальный субъект. Связь субъекта и мира как проблема. Европейский музыкальный мир и конфликт в музыке (общая конфликтность западного мира, Скрутон о музыкальной каузальности). Восточный музыкальный мир. Прафеномены и экзистенциалы мира: мир темный / светлый, холодный / теплый, наступательность / принятие, угловатость / плавность

- Дионисийская и аполлоническая музыка. Музыка секунд и музыка кварт, музыкальные миры разной окраски

- Что такое музыкальное понимание? Понимание субъекта через его мир. Встреча с другим миром, резонанс новой музыки с миром музыки субъекта.

- Музыкальное толкование, герменевтика, импровизация

  1. Еще феноменология: Музыка и время

- Как музыка взаимодействует с временем? Как она структурирует наше восприятие времени? (Филановский)

- Темпоральный горизонт Гуссерля, музыка и темпоральное сознание

- Музыка как звучание во времени и музыкальные фигуры, рисунки (Скрутон).

- Понимание и набросок, темпоральный и вне-темпоральный набросок. Предшествующий опыт в понимании. Остановка набросков в насыщенных феноменах

  1. Музыка и культура

- Музыка в различных культурах, пример: мажор/минор и макам

- Глобализация, вестернизация в современном мире и восприятие разными традициями друг друга. Пример анатолийского рока

  1. Музыка и трансцендентное

- Как музыка связана с мистическими или религиозными переживаниями?

- Какова может быть музыка ангелов?

- Психоделическая музыка. В чем ее особенности и как она воздействует?

- Всевозможная музыка транса

  1. Когнитивные аспекты музыки. Музыка и познание

- Как музыка влияет на наше восприятие мира и самих себя? Психологические эксперименты по идентичности «музыкального Я»

- Как музыка связана с мышлением, памятью и воображением? Музыкальный интеллект по Ховарду.

- Может ли музыка быть формой познания или выражения истины?

- Простота и сложность музыки и связанное с ними понимание. Простота и сложность как эстетические категории (связь простоты с красотой в математике)

- Эмоции и музыка, почему музыка способна вызывать сильные эмоциональные реакции? (Это не только когнитивистика, это и психология эмоций)

- Парадокс грустной музыки

  1. Эстетика музыки

- Что делает музыку прекрасной или выразительной?

- Как мы воспринимаем и оцениваем музыкальные произведения? Каковы критерии в эстетике? Склонность, вкус, воспитание, темперамент и т.д.

- Различные музыкальные стили, в них различные критерии

- Ценности музыкальных миров. Общие ценности (гедонизм, эстетика, эпистеме, сакральность). Музыкальные ценности: мажор/минор, быстрый/медленный темп, характер аранжировки, особенности мелодии, конфликтность/медитативность и др.

- Экзистенциальная подлинность как эстетическая ценность, имеет ли это отношение к музыке? (К литературе и философии имеет)